14 июля 1934 года родился американский фотограф Ли Фридлендер

У меня складывается впечатление, что у нас в стране его работы плохо знают или не знают вовсе. Признаюсь, когда я приобрел альбом Фридлендера, то несколько вечеров не мог от него оторваться. Теперь это один из моих любимых фотографов.


©Lee Friedlander. Автопортрет

Ли Фридлендер (Lee Friedlander) изучал фотографию в 1950-х годах в Лос-Анджелесе. После переезда в Нью-Йорк в 1956 году он стал фотографировать джазовых музыкантов, его фотографии появлялись на обложках пластинок и на рекламных плакатах. Одновременно с этим он увлекся уличной фотографией, «одушевленным городским ландшафтом». Его главными учителями были книги, любимыми авторами — Эжен Атже, Роберт Франк и Уолкер Эванс.

В 1967 году директор отдела фотографии нью-йоркского Музея современного искусства Джон Зарковский устроил выставку под названием «Новые документы» («New Documents»). В выставке приняли участие Гарри Виногранд, Дайана Арбус и Ли Фридлендер: три фотографа, которые, по мнению Зарковского, лучше всего отражали новые тенденции документальной фотографии. Эта выставка сделала 33-летнего Фридлендера известным, но подлинную популярность ему принесли книги — в частности выпущенный в 1970 году альбом «Автопортрет» («Self-Portrait»). Фотографии в книге вполне соответствовали ее названию — практически в каждом снимке в той или иной степени присутствует автор — иногда в качестве тени или якобы случайно попавших в кадр ног фотографа, иногда в виде отражения в зеркале или витрине магазина, порой он фотографировал себя с вытянутой руки или использовал автоспуск.

Ли Фридлендер всегда работал в сериях, после автопортретов были уличные сценки, цветы, деревья, сады, природные и индустриальные ландшафты… При первом взгляде на работы Фридлендера у зрителя зачастую возникает вопрос: «Что он хотел этим сказать? Зачем это снято?» Особенно четко это прослеживается на уличных снимках фотографа. Бестолковая композиция, люди сняты со спины или вовсе срезаны рамкой кадра, куча ненужных с точки зрения компоновки кадра элементов. Но вот что удивительно — это совсем не мешает, даже напротив: когда после фотографий Фридлендера смотришь, например, на работы Гарри Виногранда, последние зачастую кажутся излишне прилежными, в них как будто не хватает неправильности самой жизни. Справедливости ради следует отметить, что если поменять направление: смотреть Фридлендера после Виногранда, то его фотографии могут показаться слишком небрежными. Но они не в коем случае ни «небрежны» — скорее наоборот, они продуманы еще более тщательно, чем некоторые работы с «безупречной композицией» — их непредсказуемость, случайность, отрывочность очень точно отражает жизнь современного города.

Ли Фридлендер – автор большого количества книг-фотоальбомов, некоторые из которых становились настоящими бестселлерами. Характерным стилем Фридлендера было весьма смелое совмещение фотографии и графики.

В настоящее время он живет весьма замкнуто и из-за артрита почти не выходит из дома. Впрочем, Ли продолжает фотографировать то, что ему доступно. Так, сегодняшние фотографии Фридлендера – его окружение, книги, различные предметы быта и интерьера студии, текстуры.

У Ли двое детей – сын Эрик Фридлендер (Erik Friedlander), весьма известный виолончелист, и дочь Анна (Anna Friedlander).

(По материалам из открытых источников)

Оставить комментарий

*

Календарь
Июль 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Авг »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Прошлое