«Новая» классификация жанров фотографии

Все, кому не лень, сочиняют опусы на тему. Мне тоже не лень.

Если вам неинтересно читать теоретические изыски про фотографию – под кат не ходите. Всем остальным – вэлкам.

Предисловие

В ходе обсуждения с Андреем Еремкиным черновика этой статьи, возникла тема множественности подходов к классификации фотографии. Он предложил следующие варианты:

  • объектная классификация – на основе того, что является объектом фотографии (архитектура, человек, природа…);
  • целевая (утилитарная) классификация – по цели, которая преследуется фотографическим процессом (документальная (запечатление) и креативная (создание неких образов средствами фотографии) или постановочно-манипулятивная);
  • техническая классификация – классификационный признак – используемые технические приемы или/и технические устройства;
  • жанровая классификация…

Предметом моего интереса стала жанровая классификация.

Понятие жанра зародилось в искусстве. Тут, пожалуй, трудней всего четко определить классификационный принцип. Казалось бы, жанровую классификацию лучше просто заимствовать из искусства, не пытаясь ее менять. Принять, как историческую данность, как эмпирически сложившийся подход к классификации визуальных искусств/ремесел.

Однако, в силу основного свойства фотографии – ее документальности – разбежка жанров в искусстве и фотографии произошла. Приведу простой пример. Существовала жанровая живопись, основными сюжетами которой были сцены повседневной жизни. Как создавались данные работы художниками? Либо по эскизам, либо по памяти, либо постановкой. По сути, эти сцены повседневности не являются визуальным документом момента, но являются визуальным документом эпохи в опосредованном изложении художника. Иначе говоря, художник все придумал и показал свою придумку, подсмотренную в реальной жизни, нам, своему зрителю (вне времени, вне пространства), при этом сохранив в картине все характерные черты своего времени. Характеры, сюжет, реакции, взаимодействия персонажей картины – полностью на совести автора.

Фотографии, с сюжетами аналогичными жанровой живописи, стали частью стрит-фотографии [стрита]. Что мы имеем в случае фотографии? Мы имеем визуальную документализацию момента, выхваченного фотографом. Фотограф не придумывает персонажей, их реакции и взаимодействия, он фиксирует момент. В идеале – этот момент решающий (да-да, Анри Картье-Брессон), но в большинстве случаев – это просто момент. Документальный отпечаток момента. При этом, он может не иметь никакой художественной ценности (или почти не иметь), но будет иметь ценность сугубо историческую – «так было». Значимое событие или нет, в данном случае, значения не имеет.

Для полноты картины нужно еще разъяснить, что такое «решающий момент». Это тоже документальный отпечаток, но с одной, очень существенной разницей: у этой фиксации момента множество художественных особенностей. Образность. Метафоричность. Сложная композиция. То есть, в «нерешающем моменте» яблоко это просто яблоко, а в решающем – знак, некий смысл, выраженный через яблоко. Если в фотографии момента кроме видимого содержания есть хотя бы еще один содержательный подслой – момент был решающий.

На одном примере о различии жанров классического изобразительного искусства и жанров фотографии не показать, может быть, я еще вернусь к этой теме, а пока займемся жанровой классификацией фотографии.

Схема

У меня получилась двухуровневая схема. И, да – вовсе необязательна двухуровневая классификация. Могут быть подуровни и под-подуровни… Но пока уровней два.

Прикладное значение классификации?.. Упорядочивание. При оценке важно сравнивать сравнимое. Пытаюсь к этому подвести схему. Классификация позволяет выявить, что с чем корректно сравнивать и по каким критериям…

Не уверен, что мои верхние уровни жанровой классификации покажутся сопоставимыми, однако, попробую пояснить, почему они такие.

Творческая фотография позволяет максимально раскрыть визуальную культуру автора, его способность создавать свои образы и метафоры, использовать знаки и символы или выразить свое отношение к происходящему при создании фотографии. Возможность дальнейшей продажи работы может подразумеваться, но продажа – не главное. Главное: визуальное высказывание автора. Оно есть, оно значимо. Хотя, может быть, не всегда понятно среднему зрителю. Итого: основное в творческой фотографии – месседж фотографа.

Коммерческая фотография. В этом случае изначальная цель «приготовления» фотографии – удовлетворить заказчика. Автор может попытаться заложить месседж и в такую работу, но она может быть запросто отвергнута заказчиком. Заказчик – хозяин фотографа и автор месседжа. Он не авторский, он принадлежит заказчику. Я не могу поверить в месседж автора стоковой фотографии. Правила диктует не он, а сток. Это ремесло, а не творчество. Или свадебная фотосъемка: «Посмотрите какие мы красивые, богатые, благополучные и т.п.». Это не фотограф говорит, а его заказчик. Ну как тут не вспомнить Бергера с его трактовкой гламура.

Техническая фотография. Это необходимость. Нужно посмотреть на красивые фасеточные глаза стрекозы размером в 2 метра по диагонали, на пятна на Солнце и т.п. Тут нет места художнику и творчеству, зато место ремеслу. Ремеслу с большой буквы. Очень почетная категория.

Спекулятивные жанры. Они есть, я даже не все вспомнил. Они паразитируют на других жанрах, на эмоциях, на воспоминаниях, на человеческом. Чаще всего, художественной ценности не имеют. Плохие иллюстрации к порокам, эмоциям и воспоминаниям.

Свою классификацию я строю на современном состоянии фотографии и исключаю из нее технические нюансы получения фотографии и оценочные характеристики, которые многими выдаются за отдельные жанры. Целью классификации было отделить зерна от плевел. Очень многие заявляют и считают, что занимаются творческой фотографией, что, мягко говоря, не соответствует истине. Конечно, классификация этой проблемы не решает, но хоть определяет направления для посыла в нужном направлении «творческих фотохудожников» и «ярких представителей постмодернизма».

Что получилось*

Творческие жанры фотографии:**

  • Пейзаж
  • Портрет (ню в том числе)
  • Фэшн (ню в том числе)
  • Документальная (журналистика, репортаж [включая спорт], анималистика [дикая природа])
  • Стрит ([если по-русски: уличная фотография] архитектурная фотография в том числе)
  • Арт (натюрморт и ню в том числе)

Коммерческие жанры фотографии:

  • Реклама (фуд, предметка и пр.)
  • Сток
  • Мероприятия (свадебная съемка, корпоративная съемка, концерты, показы мод и т.п.)
  • Папарацци (включая вуайеризм)
  • Анималистика (домашние животные, выставки домашних животных и т.п.)
  • Утилитарная (фото на документы, постановочное семейное фото, студийные и пр. малохудожественные постановки, корпоративная съемка и пр.)

Технические жанры фотографии:*** ****

  • Астро, микро и макро
  • Аэрофотография
  • Подводная фотография
  • Инфракрасная фотография (возможна компиляция с творческими видами фотографии)

Спекулятивные жанры (компиляции)

  • Любительская съемка
  • Трэвел
  • Порно

* Технические девиации типа ломографии и мобилографии к жанрам отношения не имеют.
** Цветная и черно-белая фотография, пленочная и цифровая – всего лишь разновидности способа получения фотографии и результата. Такая же ситуация с пикториализмом – это технический способ модификации фотоизображения. Все перечисленное к жанрам отношения не имеет.
*** Техники печати фотографий (альтернативные в том числе) к жанрам отношения не имеют.
**** Технические изыски (тилт-шифт, монокль, широкий угол, фишай, длинная выдержка, мультиэкспозиция, панорамная съемка и пр.) являются лишь инструментами и могут применяться в любом жанре. Без фанатизма.

Комментарии

1. Жанры существуют как автономно, так и в любых комбинациях. Деление на жанры абсолютно условное. Коллаж не является жанром фотографии, а является техническим приемом изобразительного искусства (которое, как известно, гораздо шире фотографии).

2. Самый спорный момент: фотография повседневной жизни, традиционно называвшаяся в СССР «жанром» – жанром фотографии не является. Те работы, которые по привычке классифицируют как «жанр», на самом деле относятся либо к портретной, либо к уличной, либо к документальной фотографии (или являются сочетанием этих жанров).

3. Результатом работы в творческих жанрах фотографии может быть коммерческий продукт, обладающий высокой художественностью ценностью и немалой ценой.

4. Манипуляции с изображением (цифровые или аналоговые), искажающие реальность, недопустимы в документальной фотографии и в утилитарной фотографии для документов. Для всех остальных жанров подобные манипуляции приемлемы.

5. Фотография ню (акт) не существует как отдельный жанр, а всего лишь является изображением обнаженного человеческого тела, что возможно в различных жанрах. В списке жанров специально подчеркнуто наиболее вероятное и обоснованное использование ню. Напомню, ню (акт) изображает красоту человеческого тела.

6. Жанров «гламур» и «эротика» не существует, это лишь качественные оценки работ сделанных в различных жанрах.

7. Натюрморт не выделен в отдельный жанр, ибо чаще всего является искусственно созданным объектом и наиболее логично относить его к арт-фотографии. Исключение – «найденные» натюрморты в уличной фотографии (например, такие работы многочисленны в «метафизической фотографии»). С другой стороны, многие стоковые и рекламные фотоработы представляют собой именно натюрморт.

8. Помимо жанров существуют направления. Проще говоря, группы авторов ограничивающие тот или иной жанр специально выставленными рамками. Упомянутая «метафизическая фотография» – направление (жанр, подвергнутый ограничениям – уличная фотография).

P.S. Большое спасибо А.Еремкину за конструктивное обсуждение и дополнения, часть из которых я использовал в тексте.

P.P.S. Если есть вопросы или уточнения: запишите в комментариях. Обсудим.

А Чернышев
А.Еремкин

Комментарии (10) на “«Новая» классификация жанров фотографии”

  • Фы-Фань:

    В целом согласен.:)
    В целом жанры характеризуют содержательную сторону фотографии, и как бы дают ответ на вопрос: что (изображено)? А вторая из возможных классификаций вертится вокруг ответов на вопрос: как (сделано)? Это уже техники. Техники могут быть заточены на конкретные жанры, что может приводить к путанице, смешению понятий “жанр” и “техника”.

    • diarchy:

      Это я сразу отсек:”Технические изыски (тилт-шифт, монокль, широкий угол, фишай, длинная выдержка, мультиэкспозиция, панорамная съемка и пр.) являются лишь инструментами и могут применяться в любом жанре. Без фанатизма.”

      • Фы-Фань:

        Это верно, но но я бы не стал все сводить к этим именно изыскам :
        Кроме упомянутых, монохром и цвет – это тоже технический момент, а не жанровый. И очень важный, поскольку в любом случае приходится выбирать. На заре фотографии выбирать не приходилось – только монохром! А теперь есть выбор. Трудный подчас. :)
        А выбор: пленка или цифра? Не сродни ли выбору в живописи: масло или акварель, а, может, акрил?.. а, может, пастель?.. А, если пастель, то меловая или восковая?). В графике: Гравюра или офорт?.. Уголь?.. Сангина?.. Карандаш?..
        И еще, кроме жанров и техник есть еще и стили. Кубизм, экспрессиолнизм, гмперреализм, например. Фиш ай сродни кубизму – тоже геометрию ломает. Высокая резкость гиперреалистична. Задранные цвета намекают на экспрессионизм… Тут классифицировать, классифицировать – непереклассифицировать! :)

        • diarchy:

          Еще немного и я весь текст перетаскаю в комментарии. Это тоже отмечено: “Цветная и черно-белая фотография, пленочная и цифровая – всего лишь разновидности способа получения фотографии и результата. Такая же ситуация с пикториализмом – это технический способ модификации фотоизображения. Все перечисленное к жанрам отношения не имеет.”

          • Фы-Фань:

            Согласен :) К жанрам не имеет отношения. :) Просто мне, как холисту, мало ОДНОЙ классификации… Про “техники” и “стили” будет продолжение?.. :)

            Фэшн я бы сразу в две категории поместил – в коммерческую тоже.

  • melifaroh:

    подводная фотография может быть не технической, Трент Парк например

    http://1.bp.blogspot.com/-TjPOnGM9Dyk/Thce3cVC-nI/AAAAAAAAFyo/fBbsLUsz9KY/s640/trent+parke+water.jpg

  • melifaroh:

    В спекулятивном жанре в нашей стране еще популярны дети и ветераны на 9 мая

    • diarchy:

      Я понимаю, выступать “капитаном очевидность” гораздо проще, чем читать внимательно :)

      В тексте написано: “Спекулятивные жанры. Они есть, я даже не все вспомнил. Они паразитируют на других жанрах, на эмоциях, на воспоминаниях, на человеческом. Чаще всего, художественной ценности не имеют. Плохие иллюстрации к порокам, эмоциям и воспоминаниям.” Очень исчерпывающее описание, на мой взгляд.

  • Валентин:

    Привет! Отмечаю – Ваша работа -не зря! Многообразие жанров фотографии сплетено в логический хаос. Полагаю, что вы на равильном пути. Предложенный вами и Еремкиным многоуровневый подход – логичный. Было бы замечательным представить классификацию в виде своеобразной Таблицы Менделева – для учебно-познавательного назначения начинающим учащимся фотоискусству. С уважением, Валентин.

Оставить комментарий

*

Календарь
Ноябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Прошлое