Немного о монокле

090513_03581_sm

Картинка для привлечения внимания. Она уже публиковалась ранее, просто ВКонтакте под ней развернулся небезынтересный диалог, который и привожу ниже.

СН
Ну, вот теперь я, боле-мене, понял зачем нужен “монокль”…
:-)
Спасибо за урок!

Андрей Чернышев
И зачем же? :)

СН
Для борьбы с инфляцией художественного образа…

Андрей Чернышев
Вполне себе объяснение :)

АР
Сергей, ты не прав. У художественого образа инфляции не бывает. И задача искусства, особенно художественного, и особенно фотоискусства, раскрыть прекрасное в обыденном. И в данном случае Андрей с этой задачей очень даже справился. Мне очень понравились эти фото, периодически захожу смотреть на них. Могу представить, как они смотряться в другом, не комповом, а настенном ( например, А4 ) формате.
В общем, спасибо, Андрей. Заранее приношу свои извенения за возможные грамматические ошибки.

СН
Так потому и не бывает!
Потому что есть чем бороться!
:-)

АР
Борьба есть процесс, а не результат :-( Увы……

АР
И потом, как и зачем бороться с тем, чего нет ?
И вопрос к Андрею – объясни неучу ( т.е. мне ), чо это за техника съемки такая – монокль ?

Андрей Чернышев
Монокль – простейший объектив — одна положительная линза. Как правило, мениск. В крайнем случае плоско-выпуклая. Выпуклой стороной к пленке/матрице. Апертурная диафрагма расположена перед линзой.

Такая компоновка позволяет, до некоторой степени, исправить астигматизм и несколько уменьшить кривизну поля изображения (за счёт отрицательного астигматизма передней (вогнутой) поверхности), а также полностью устранить кому (за счёт положения диафрагмы). Неисправленными остаются сферическая аберрация, дисторсия и хроматические аберрации. Причём, если сферическую аберрацию можно уменьшить диафрагмированием, то хроматические аберрации и дисторсия для монокля неустранимы, хотя и по разным причинам.

Изображение, создаваемое моноклем, как правило, малоконтрастно, и имеет невысокую, убывающую к краям, резкость. Однако, при значительном диафрагмировании резкость монокля заметно повышается.

В настоящее время применяется фотографами, как творческий мягкорисующий объектив, преимущественно для портретных, пейзажных съёмок, а также съёмки натюрморта.

Характерный “рисунок” объектива монокль определяется величиной неисправленных аберраций (в основном сферической), которая в свою очередь зависят от оптических свойств линзы мениска, ее геометрических размеров, а также величины отверстия в диафрагме. Как правило, рисунок монокля невозможно имитировать при постсъемочной обработке фотоматериалов, либо в графических редакторах.

Есть родственные системы:
* Ахромат
* Перископ
* Апланат
* Семиапланат

АР
И всего дел-то. А я то наивно думал, что это намного сложнее. Спасибо за популярное изложение предмета.

Андрей Чернышев
Определенные сложности есть. Не существует готовых моноклей, по крайней мере современных. Их делают. Ручками. Самостоятельно. Подыскивают конструктив от объектива, подходящие линзы, переходники. Подбирают растояния установки линзы, вытачивают недостающие железки, чернят, собирают…

Есть, правда простые варианты. Пример – “народный монокль” из гелиос-44. Схема переделки неизвестна только ленивому. Переделка занимает максимум час. Я как-то описывал процесс -http://www.diarchy.ru/blog/2009/08/16/monokl-iz-gelio..

Еще есть определенные сложности при съемке. Фокусировка только ручная и очень неочевидно положение соответствующее резкости. Ну, вообщем, нюансов хватает :)

СН
Мастерство – это знание чем можно пренебречь…

:-)

АР
“Их делают. Ручками.” Понимаю, что не чем-то там ещё.
И потом, вот уже два дня думаю – а если к плёнке-матрице не выпуклой, а плоской стороной приложить. Что тогда- то получиться ? :-( )=

СН
Ну… вот детей делают не ручками, и куда надёжней получается!
Особенно, по российским меркам качества…
:-)

А сочетание направлений менисков и плоскостей, как я понял, подобрано для максимального (и практически бесплатного) устранения разного рода искажений…
Правда, в монокле это, пожалуй, то же, что в гитарный fuzz вводить глубокую отрицательную обратную связь – боролись-боролись за искажения, а по ходу сборки от них избавляемся… :)

Андрей Чернышев
“”Их делают. Ручками.” Понимаю, что не чем-то там ещё.”
Это к тому, что делают их не серийно, а умельцы на кухне :)

“если к плёнке-матрице не выпуклой, а плоской стороной приложить” а ничего не будет. фокус будет мнимый, с другой стороны

Андрей Чернышев
“боролись за искажения, а по ходу сборки от них избавляемся… ”

Чежин, когда был в П., очень сетовал, что в современных широкоугольниках уменьшили дисторсию. “Не нужна мне правильная геометрия”. Впрочем, фото у него своеобразные и это его выбор.

Андрей Чернышев
С другой стороны, те, кому нужна идеальная геометрия и детализация снимают, как и 100 лет назад на БФ. И таких людей не мало. Их не пугает ни трудоемкость процесса съемки, ни большие выдержки, ни размеры камеры. Да и цена кадра… Кажется, кадр 18 на 24 см, слайд, стоит около 3000 руб.

АЕ
раскрыть прекрасное в обыденном через остраннение (так это еще, кажется, называется). Монокль гарантированно остранняет обыденное. Ну и перевод цветного в монохром то же своего рода остраннение.

Андрей Чернышев
:) трудно снятое через ЖЗ-фильтр представить цветным

АР
Слово “остраннение” имеет корень в слове “странный” , что вообще-то означает ” сторонний”, т.е. ” со стороны”, или чужой. Чужой же не может восприниматься как прекрасное в силу своей чуждости предмету восприятия ( фоторефлекторный закон). Поэтому монокль скорее “окрашивает” обыденное ( от слова “красота”, а не “краска”, поскольку художник использовал ЖЗ ( надеюсь, что это не значит “железный занавес”)- фильтр. В связи с глубокой туманностью фенетически-лингвистических глубин словообразования предлогаю все-таки считать. что ручками сделаный монокль помогает в создании художественного образа, а не в борьбе с его несуществующей инфляцией.

АЕ
Хм.) Я, оказывается, описался. Правильно – “остранение”.

“Прием Остранения. имеет своей целью «вывод вещи из автоматизма восприятия». «Целью искусства, — говорит Шкловский, — является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание;
приемом искусства является прием „остранения“ вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен».” http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-3471.htm▼

Монокль, по-моему, вполне укладывается в этот прием.

АР
Со Шкловским вполне согласен. Спасибо за аргументированное обсуждение. Монокль, действительно, интересный прием. Хотелось бы когда-нибудь посмотреть фото на стене. а не на экране.

Один комментарий на “Немного о монокле”

  • Ольга:

    Интересное обсуждение. Внесло некоторую ясность в манящее понятие – монокль…

Оставить комментарий

*

Календарь
Июль 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь   Авг »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Прошлое