Про инструменты

Чем снимать – значения не имеет. Важен результат. Я не про техническое качество, а про художественность фотографии. Однако, фотоаппарат, который не более чем инструмент, может быть удобным и функциональным, а может и не быть таковым.

Подбор инструмента для съемки – дело индивидуальное, с одной стороны; с другой стороны – зависит от требуемого технического качества результата. Я подбирал компактный комплект для уличной и повседневной съемки. Требования к техническому качеству – максимальные. Что я выбрал и как укомплектовал – под катом.

До недавнего времени основными рабочими камерами у меня были цифровая полнокадровая Sony A900 и узкопленочная Minolta Dynax 7. Отличные камеры, но большие и тяжелые для повседневного использования. Поиски более компактного решения привели к появлению в парке моих камер двух новых: Sony NEX-7 и Leica CL.

С дальномерками я дружен с детства (мой первый фотоаппарат – ФЭД), поэтому появление дальномерной камеры – закономерно. Появление у меня NEX-7 выглядит не столь логичным, поэтому ограничусь только констатацией фактов, ставших основанием для выбора: компактная беззеркальная камера, с электронным видоискателем и возможностью использовать практически любую оптику любых производителей (в моем случае – дальномерную оптику и родную, автофокусную Sony-E).

Leica CL поднимает рамки на 40, 50 и 90 мм, поэтому мой набор оптики получился таким: Minolta M-Rokkor 40 mm f/2.0 CLE, Carl Zeiss C Sonnar T* 50 mm f/1.5 ZM, Юпитер-9 85 mm f/2.0. Для удобства и унификации на Юпитер-9 накручен переходник LSM39–LM. Эти же стекла я использую на NEX с переходником LM-NEX. Дополнительно – автофокусные Sony E 16 mm f/2.8 (c фишайной насадкой и без нее) и Carl Zeiss Sonnar T* E 24 mm f/1.8 ZA.

Есть у меня еще один «монстр»: Minolta MD ZOOM 35-70 mm f/3.5 с тилт-переходником Minolta MD-NEX, горячо любимый мной за «вкусную» картинку.

Обустройство камер

Не люблю носить камеру на шее, я держу ее в правой руке. Для страховки и фиксации в руке «зеркалок» я использовал хэнд стрэпы, но для компактных камер это громоздкое решение. Простейшее решение – самодельный узкий ремешок для кисти, более компактный, чем стандартный хэнд стрэп.

Компактная камера имеет минусы предопределенные компактностью. Так у CL петли крепления ремня расположены на левом торце камеры, что делает неудобным использование шейного ремня или ремешка для кисти, а прямоугольный корпус камеры, без единого выступа, делает удержание камеры в правой руке неудобным. У компактности NEXа тоже есть недостаток – малая высота корпуса, поэтому без использования хэнд стрэпа удерживать камеру правой рукой не удобно.

Минусы были скомпенсированы с помощью чехлов. Для NEXа был выбран получехол фирмы «Gariz», известной своими кожаными чехлами для современных гаджетов.

Чехол увеличил высоту камеры на 7 мм, что оказалось достаточным и не фатальным, с точки зрения общего размера камеры. В качестве опции чехол имеет возможность крепления ремня для режима «Gun Shot» (камера висит вверх ногами, на закольцованном ремне перекинутом через плечо [под правой рукой, в моем случае], при съемке камера поднимается – делается кадр – опускается).

Для CL был найден китайский хэндмэйд – «Mr.Zhou»: кожаный получехол с выступами под большой палец, с задней стороны чехла, и под средний и безымянный пальцы, на передней стороне, что значительно улучшило «ухватистось» камеры.

Некоторая «доработка напильником» и чехол по функциональности догнал «Gariz» – установка в чехол винта 1/4″ (в модификации «Gariz») позволила использовать «Gun Shot» и на лейке.

Наличие на чехле торцевых сережек сделало возможным использование ремня при горизонтальном расположении камеры или узкой стропы под правую руку.

Фильтры, бленды

У роккора была штатная резиновая бленда, но она потеряла свою эластичность и стала практически непригодной для использования. У цейса своя алюминиевая вентилируемая бленда с байонетом. Ю-9 бленды не имел, хотя и очень в ней нуждался.

Фильтры меня интересовали только для ч/б пленки. Для Ю-9 у меня был желтый фильтр на 49мм, что показалось мне достаточным. Для роккора (40.5 мм) и для цейса (46 мм) был скомплектован джедайский набор фильтров Hoya на 46 мм и приобретено повышающее кольцо 40.5-46. Для удобства родные бленды были заменены китайскими резьбовыми вентилируемыми блендами с крышками. Для Юпитера приобретена цилиндрическая алюминиевая бленда.

Окончательно комплект из двух компактных камер был дополнен чехлами для объективов с ебея («рубль штучка, три рубля кучка»), «раскладушкой» для фильтров и поясной сумкой для одного объектива (Ю-9 помещается в него вместе с прикрученной блендой).

Набор инструментов получился удобный для работы, легкий, компактный и достаточный для получения фотографий отличного технического качества. Конечно, на мой вкус. :)

P.S.

1. Про джедайский комплект

Состоит из пяти светофильтров, повышающего кольца и “раскладушки” для них.

Желтый светофильтр
Выделяет белые облака на голубом небе, ослабляет воздушную дымку, усиливает отчетливость дальнего плана, повышает контраст в тенях.

Оранжевый светофильтр
Затемняет светло-голубое белесое небо, выделяет тонкие перистые и тонкослойные облака на голубом небе, освобождает дальний план от дымки. Иногда интересен при съемке близких объектов в тумане. Помогает увеличить контраст в пасмурную погоду, осветляет красный цвет, усиливает синий и увеличивает контраст несколько слабее красного фильтра. Применим если необходимо затемнить небо, участки с зеленью притеняться, увеличится общая контрастность, изображение станет более резким.

Красный светофильтр
Используется для уничтожения сильной воздушной дымки, для получения «ночных» видов на солнце. Позволяет значительно увеличить контраст изображения. Осветляет красные цвета, делает более темными синие цвета и оттенки, делает воду очень темной, уменьшает воздушную дымку, гасит полутона. Придает фотографиям драматический оттенок.

Зеленый светофильтр
Увеличивает тональность красного, убирает дымку, осветляет зеленый цвет. Несколько осветляет тон человеческой кожи, позволяя придать большую выразительность лицу модели. Фильтр применим в портретной и пейзажной съемке.

Все выше сказанное касается только черно-белой пленки

Фильтр ND4
Ослабляет световой поток в 4 раза (на 2 стопа).

2. Про вентилируемые бленды

Специфичное изделие созданное для объективов дальномерных камер. В самом удобном варианте предполагает установку крышки на бленду, а не на объектив. Компактностью такое решение не отличается, зато очень функционально. Прорези в бленде предназначены для того, чтобы бленда не препятствовала работе дальномера камеры (в основном – не препятствовала попаданию света в «зрачок» дальномера). В случае «родной» бленды CZ 50/1.5 на Leica CL есть частичное перекрытие «зрачка». Жизнь осложняет, но навестись на резкость можно. Перепилить бленду CZ – рука не поднялась. Китайский аналог незначительно отличается конструкцией и проблема перекрытия зрачка не существует.

3. Про черные наклейки

Есть распространенная привычка у фотографов: закрашивать или заклеивать названия камер и объективов. У меня такая привычка тоже есть. На объективах я названия не заклеиваю, а вот названия камер маскирую почти всегда. Причина простая: тот, кому это нужно, сам прекрасно знает модель камеры, для всех остальных – это ненужная информация. На вопрос: «Что у вас за камера?», я, обычно, отвечаю: «Пленочная (или цифровая)». Просто не люблю бессмысленной болтовни о фототехнике, особенно с теми, кто в технике не разбирается.

4. Про получехлы

Half case – штука очень утилитарная, однако не может заменить фотосумку или фоторюкзак для защиты камеры от дождя (например). В моем случае, получехлы лишь частично механически защищают камеру, основное назначение – изменить «хват» камеры и способ крепления всевозможных ремней.

5. Про техническое качество

Для цифры, в данном случае NEX-7: 24 mpx на кропе 1,5 дает хороший результат. Остальные характеристики камеры позволяют относить ее, скорее к профессиональным инструментам, чем к компактным гаджетам. Для получения на выходе качественного цветного отпечатка 30 на 45 см (при условии хорошей оптики) – камера более чем достаточна.

Leica CL при применении хорошей оптики и сканировании пленки, скажем на ED V (я им и пользуюсь), позволяет получать прекрасные cканы для печати 30 на 45 см. Оптическая печать – без ограничений и заморочек, любого размера, приемлемого для 135 пленки.

Итого

Чем снимать значения не имеет, но хорошим инструментом это делать проще и удобнее.

Комментарии (3) на “Про инструменты”

Оставить комментарий

*

Календарь
Июль 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь   Авг »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Прошлое