Не копия

Уж сколько раз твердили миру… но все без толку. Фотография – не способ копирования реальности. И никогда им не была и не будет, что бы не считали там себе глянцевые фотографы.

Фотография, искусство, изначально ущербное по сравнению с живописью, ремесло, которое ни один грамотный человек искусством-то не признавал примерно с 1839 по 1960-й годы – так вот, фотография имеет ровно одно достоинство, которого нет у живописи и рисунка: это способность свидетельствовать о реальности. Или, пользуясь словами Р.Барта, сообщать нам «ЭТО БЫЛО».

Без этого свойства все великие фотографии XX века не имели бы ровно никакой ценности. Брессоновские репортажи, снятую Р.Капой войну в Испании и высадку союзников на нормандское побережье – можно было бы спустить в унитаз.

Но история поступила иначе – она отправила в архивы коллажи Г.П.Робинсона, который еще в 1850-х годах безо всякого фотошопа склеивал целые театральные многофигурные сюжеты из десятка разных негативов…

Вообще оды ФШ читать смешно. Его поклонники уверены, что а) им не пользуются те, кто не умеет (типа “а я вот взяток не беру!” – “так ведь вам никто и не предлагает, место у вас недоходное!”), и б) прошлые поколения и представления не имели о том, до каких высот может дойти искусство коллажа. Два раза гы-гы.

Так вот, все непонимание вопроса заключается в неспособности отличить копирование реальности от свидетельствования о ней. Копирование реальности – вовсе не всегда достоинство фотографии, чаще – наоборот. Свидетельство о реальности – неотъемлемая черта фотографии, без которой она теряет свою суть, и становится недоделанным подобием живописи, лишенным и ее (живописи) достоинств, и своей фотографической основы.

Но, как справедливо было сказано – пипл это хавает, а потому для рекламы и обложек оно то самое.

Anton Vershovski

Один комментарий на “Не копия”

  • Фы-Фань:

    Реальность многослойна. Можно ее внешнюю сторону отобразить, упустив внутреннюю. Вспоминается, что китайские живописцы ставили своей задачей отобразить ВНУТРЕННЮЮ сущность, а не внешнюю.Во внешних проявлениях много случайного и не характерного… А европейские художники, нарушая запрет церкви, препарировали трупы – изучали анатомию человека. Зачем? Ведь кости не видны, как и мышцы… А иначе, без знания глубинного и сущностного не получается свидетельствовать. Иначе получаются домыслы и сплетни…

Оставить комментарий

*

Календарь
Октябрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
Прошлое