Про того, кого нет

<…> Жлобство – не культурный феномен, но признак разбавления культурного концентрата чистыми водами невежества. Противно только то, что ни один нормальный человек не видит в себе недостатки вкуса и культуры.
Есть только один критерий, лакмусовый индикатор – отношение к классике. Если на тебя классика впечатления не производит, начинай искоренять в себе вот то пошлое и никчемное вбитое с “младых ногтей” родственниками, учителями, окружением с их мелочными, а порой низменными интересами. Только вот искоренения культурных недостатков производят наоборот, бескровно и безболезненно. Учиться нужно чувствовать. И ходить смотреть, но классику в первую и главную очередь.

Сальвадор Дали советовал живописцам научится писать картины как это делали классики, а потом уж делать что захотят. ” И вас поймут”, говорил он. Это в полной мере касается и зрителей.

И еще, про зрителя, под катом.

<…> зрителя нет. Зритель ведь – феномен культуры, а не пробегающий вдоль выставочных прямоугольников на веревочках скорочитающий демографен или поликультург, равно как и листающий электронные листки чмуронг интересант. Зритель – самоё культурное начало и тело страстей художественных. Но кто он? Истекающий страстями эстет? Нет.
Ненасытный чувственно-полиморфный художественный сластолюбец? Нет…

Средний (пусть простят не средние…) зритель застыл на пороге класса культурно-эстетического ликбеза и немощно пытается узреть сияние произведений в тусклых рядах вывешенных произведений. Они все тусклы для него (нее…, прошу простить милых дам), поскольку свет от них не вызывает в нем созерцательных откровения, если не указано ему, что “здесь свет”. Усилия впечатляться или предоставление себя для впечатлений невозможно средневзвешенному зрителю без предварительной подсказки как на что реагировать.

Нынешний зритель эстетствует по предварительному сговору со специальной литературой, пришлыми из прошлого культурными установками. Он податлив серым веществом мозга всяко-разным журналистским бредятинам о фотографической культуре… Даже и не посещая приемы, он бомонден донельзя, ибо побаивается казаться белой вороной, желает чувствовать в соответствии и в неглубоком (за недостатком времени от забот), но “приличным обществу” понимании того, как к чему относится и что чем называть.

Потому это и не зритель, а…Да, он есть вот то самое злосчастное слово – “потребитель”

Он потребляет художественную фотографию, как и нехудожественную в одной упаковке, равно как и макароны с колбасой и соусом из чего-нибудь.

Потому и нет зрителя. “Видеть, значит понимать”- вот сущность “нашего” нафаршированного всякими знаниями белиберды зрителя. Его сомнения и наслаждения предвзяты с чужого плеча, но даже и в этом подсознательно ограниченные средой, выросшей из прошлыми десятилетий.

А.Фельдман
Текст полностью:
ЖЖ

Комментарии (2) на “Про того, кого нет”

  • Фы-фань:

    Понравилась градация: зритель / потребитель. Расставляет всех на свои места.

Оставить комментарий

*

Календарь
Декабрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Прошлое