Метафизическая фотография: и фотография, и искусство

Попытка объяснить суть нового термина. Цитата из ЖЖ.

Метафизическая фотография это попытка быть искусством, оставаясь при этом фотографией. Точнее, это создание произведений искусства исключительно фотографическим методом, это вызов противоречию между сущностью искусства и сущностью фотографии.

Сущность фотографии в её документальности. Документ, это информация о чём-то в определённом месте и времени. То, что изображено на снимке – так или иначе было, было в где-то конкретно и когда-то конкретно. То есть, фотография по сути – это повторение, воспроизводство.
Сущность искусства в создании новой реальности, нового мира, не менее прекрасного, чем созданного, предположительно, Творцом. Сущность искусства теологична, но антирелигиозна – вызов Творцу, стремление уподобиться ему и превзойти его. Отсюда и “творчество”.

Как можно создавать новый мир в документальной форме?

Как решала противоречие между документальностью и творчеством фотография вообще? Было две крайности.
Первая крайность – отказ от творчества. Документальная фотография пыталась выявить и зафиксировать факт как таковой, выразить ярко и экспрессивно, но ничего в него не добавляя. Различного рода пейзажная, портретная и т.п. “естественная фотография” фиксировала красоту реальности, но лишь фиксировала её. Никакого нового мира, как и репортажная при этом не создавая.
Вторая крайность это искусственное создание новых объектов. В постановочной фотографии сначала создавалась картинка, планировался, монтировался, иногда по эскизам, образ на натуре, а потом фиксировался фотографически. В коллаже фотография просто поставляла объекты для дальнейшей работы. И там и там фотография выполняла роль служанки, её документальная сущность использовалась лишь для фиксации творческого акта, но акта, совершённого вне фотографического процесса. Также исчезала документальная сущность фотографии в таких изобразительных фотографических жанрах, как различные сложные техники печати типа литпроцесса и т.п.

Метафизическая фотография это фиксация реальности, это не постановка, не монтаж, не коллаж. Фотографируется то, что есть, ничего не добавляется, не убирается. То есть, это документ. Но при этом на выходе всегда появляется или должен появиться новый мир, новая реальность, не равная той, что была доступна подавляющему большинству присутствующих при съёмке. Метафизическая фотография делает доступной ту скрытую и недоступную при беглом взгляде реальность, помогает родиться этой реальности. Шнурки при ходьбе приняли причудливую форму усов, угол стены со спускающейся по ней водопроводной трубой принимает форму женской промежности, блик на афишном портрете становится третьим глазом и т.п.

Какими методами метафизическая фотография может давать возможность родиться новой реальности, новому миру?
Их несколько и они все фотографические.
Остановка текучего потока реальности.
Кадрирование бесконечного паттерна реальности, разрыв ненужных связей, селекция объектов.
Игра со светом, поиск ракурса, в котором возникают ложные объекты.
Экспозиция.

Иногда спрашивают, а разве не вся фотография метафизическая? Наверное нет. Ну, точнее, имеет смысл выделить то, что относится к метафизической. Это когда и реальность новая есть и документальность полностью сохранена. Если фотограф вмешивается в документальность (или так кажется зрителю) или фотография лишь воспроизводит привычное (или зритель ничего кроме привычного не может или не хочет видеть) то такая фотография для данного зрителя не может называться метафизической.

Вадим Саханенко (sohas)
photo_discuss

Один комментарий на “Метафизическая фотография: и фотография, и искусство”

  • фы-фань:

    “Сущность фотографии в её документальности. Документ, это информация о чём-то в определённом месте и времени. То, что изображено на снимке – так или иначе было, было в где-то конкретно и когда-то конкретно.”
    Документальность… Все же фотография, на мой взгляд, перво-наперво – ТЕХНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ. А все остальное – это уже потом, это уже ИСПОЛЬЗОВАНИЕ этого СПОСОБА (или инструмента).

    По использованию.
    Микроскопом можно не только микромир изучать, но и гвозди заколачивать – станина хорошего лаб. микроскопа тяжелая. Вот и с фотоспособом так. С кривыми стеклами или хитрыми объекивами а то и вовсе без объективов, с использованием хитроумной засветки фотобумаги можно получать далекие от документальности отпечатки света на бумаге.

    По документальности.
    Тут все, думается, несколько вычурней. Вот Шопенгауэр различал БЫТИЕ ВНЕ НАС и бытие внутри нас. Отсюда и событийность, которую может запечатлевать фотограф, предстает в двух версиях:
    - события во внешней реальности (привычная документалистика),
    - события во внутренней реальности (это обычно определяют, как самовыражение, творчество…).
    Но как визуально можно самовыразиться? Посредством визуальных же образов. И в этом случае мы получим тоже документ, но документирующий внутреннюю психическую реальность автора. А внешние формы, объекты, события – это средства для выражения внутренней авторской реальности. Просто культура воспринимателей не вседа на высоте. Произведения искусства могут трактоваться несколько банально, излишне буквально. Метафорический текст тоже документ, но для того, кто умеет его читать.

    Еще по документальности.
    До изобретения фотоспособа, масса художников занималась именно документированием.Всевозможные портреты, пейзажи с натуры. Просто с изобретением фотографии эта часть работы художника отошла к фотографу, поскольку проще сделать фотопортрет, чем нарисовать. И быстрее, и точнее. Само изобразительное искусство при этом так же изменилось – оно, по-моему, стало более абстрактным, в смысле – менее реалистичным. Реалистичность изображения отошла к фотографии – с ней в этом было трудно состязаться. (Нечто подобное, на мой взгляд, произошло и с театром, когда возник кинематограф. Язык театра стал несколько иным, более символическим, что-ли). Правда, позже в изобразительном искусстве появились и фотореализм, и гиперреализм, и сюрреализм. Мне думается, что искусство,основанное на реалистичности изображаемого перешло на использование фотографического способа, псокольку он оказался менее трудоемким для получения желаемых эффектов. Чистые художники, придерживающиесяреалистичности в изображении, по-моему, редкость, если не исключение из правила…

Оставить комментарий

*

Календарь
Август 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль   Сен »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Прошлое