Фотограф Анна Чоботова

Плюшевый мишка для маленькой принцессы

Анна Чоботова: «Мы стараемся прикрыть интимные места».

08122901Когда-то Аня была маленькой девочкой и рисовала прекрасных принцесс. Теперь мамочки приводят к ней в студию своих детей, чтобы запечатлеть малышей на фотоснимках в образе принцев и принцесс, эльфов и гномиков. Впрочем, никакая сказочная мишура не может скрыть главного: дети на снимках Анны Чоботовой – это всегда индивидуальности, маленькие личности со своим миром. Может быть, именно этим работы карельской фотографини отличаются от ее иностранной коллеги и тезки – знаменитой Анны Геддес. Это не просто красивые открытки, а скорее психологические портреты детей. Впрочем, Анна Чоботова известна не только как детский фотограф. Есть в ее творческом багаже и съемка рекламы, натюрмортов, обнаженной натуры.

Игры со светом

У Ани Чоботовой есть своя фотостудия. Далеко не каждый фотограф может похвастаться таким богатством. Да и хлопотное это дело – содержать технику и помещение, не всегда прибыльное. Впрочем, Анна не жалуется: съемки расписаны аж до декабря. Несмотря на то, что не светится Аня особо на светских и фотографических тусовках, ее знают. Знают как семейного фотографа, к которому можно прийти сделать классные фотографии в альбом или даже заказать книгу.

Когда-то профессиональный портрет можно было сделать в фотоателье. Правда, никто там с клиентами не возился, не раскрепощал разговорами, не искал удачный ракурс. Поход в советское ателье напоминал изготовление флюорограммы, когда тетка в белом халате закрывает за вами дверь кабинки, оставляя вас наедине со страшным агрегатом, и кричит: «Вдохнуть и не дышать!». Потом наступили годы перестройки, когда никому не было дела до семейной фотографии, ателье исчезли как атавизмы, уступив место фотолабам, где каждый может по сходной цене отпечатать карточки со своей цифровой мыльницы, а потом вставить их в фотоальбом и с гордостью демонстрировать родственникам и друзьям свои «шедевры».

– Иногда ко мне приходят люди и говорят: «О, у нас тоже есть хорошая камера! Только почему-то глаза красные получаются!» – смеется Аня. – Надо еще прививать культуру семейной фотографии, которая, например, за рубежом является чуть ли не самой популярной.

Ане нравится работать в студии. Здесь она как бог – создает свой мир. Она играет со светом, добиваясь на снимках то ощущения как от полотен старых мастеров, то ярких рекламных красок. Но когда приходят в студию маленькие модели, начинаются игры с фотографом.
– Я заранее предупреждаю родителей, что нельзя ребенка заранее строжить и настраивать на хорошее поведение, – рассказывает фотограф. – Здесь они могут делать все, что хотят. Я специально принесла в студию детские книги, игрушки. Сначала мы играем, читаем книгу. Потом я бегаю за ними по студии с фотоаппаратом. А потом начинаю фотографировать мамочку. И тут ребенок не выдерживает и кричит: «Я тоже хочу!». К этому моменту он уже успевает устать, вся его неуемная энергия улетучивается. И вот тут-то и получаются самые хорошие снимки.

Обычно Анна предупреждает своих клиентов, что фотографироваться с детьми и животными – неблагодарное дело. На снимке они обязательно переиграют взрослого. Поэтому на фотографиях Чоботовой родители могут присутствовать, но всегда остаются немного в тени, отдавая первенство своим малышам.

Саша и Лучик

Аня уверена, что не могла бы делать хорошие портреты детей, если бы не имела своих. Трудно представить, что у этой хрупкой, большеглазой юной барышни их двое: дочка Саша шести лет и двухлетний сын Лука. Анна очень любит за ними подглядывать, когда дети живут своей жизнью и, например, хулиганят.

– Моя дочка – маленькая балерина, – рассказывает Анна. – Тут как-то после репетиции говорит: «А мы новый поклон выучили!». И показывает. Я смотрю и понимаю: не зря ребенок три года балетом занимался! У них все по-настоящему – строгая дисциплина, опрятный внешний вид, волосы убраны в пучок. Нас – родителей – пускают в зал только два раза в год на отчетные концерты. А так привел ребенка, отдал – и двери закрываются. Мы только смотрим, как они гуськом на цыпочках красиво уходят заниматься хореографией.

Саша – любимая мамина модель. Есть у Ани целая серия снимков с дочкой, где Саша как заправская дама в вечернем платье цвета спелой брусники, в атласных перчатках и с веером разыгрывает свой маленький театр. Она смотрит со снимков чуть искоса, как птичка, то лукаво, то многозначительно.

Маленького Луку бабушки называют Лучиком. И он действительно похож на лучик света.
– Мы с мужем долго думали, как назвать сына. Хотелось, чтобы было нестандартно и нравилось обоим, – объясняет Аня. – Мы люди верующие, православные, поэтому и выбрали это имя. А с другой стороны, имя Лука звучит очень международно: Лукас по-английски, Луко по-итальянски.

Учитель

В фотографию Анну Чоботову привело изобразительное искусство. Она всегда много рисовала, окончила курсы при детской художественной школе. Собственно, художник и фотограф разными средствами добиваются одного: создают картину. Когда Аня устает от работы с людьми, она фотографирует натюрморты, иногда часами работая со световой кистью – есть такая техника в фотографическом искусстве, когда с помощью обычного карманного фонарика можно светом как кисточкой нарисовать картину…

– Мне иногда предлагают провести мастер-класс по студийной съемке, но мне только смешно от этого. Я пока учусь. И сколько бы я ни училась, все равно есть еще много вещей, которых я не знаю. Мне кажется, если я наконец буду все знать о фотографии, то мне станет неинтересно.

А пока она ездит в Москву и Питер на мастер-классы известных авторов. Рекламную фотографию осваивала у Игоря Сахарова. Недавно побывала на семинаре по свадебной фотографии знаменитого российского фотографа венгерского происхождения Ласло Габани. Но главным своим учителем Анна считает Кирилла Новосартова из Петербурга. Его фотографии она увидела в интернете, на одном из сайтов, где мастера выставляют снимки на суд своих профессиональных и не очень коллег. Кирилл Новосартов – человек необычной судьбы. Бывший телохранитель и спецназовец, в прошлом он следил за неприкосновенностью тел известных политиков, а теперь фотографирует прекрасные женские тела, которые тоже нельзя потрогать, но можно восхититься их красотой. Еще он пишет книги. А Аня просто написала ему письмо. Так завязалась их дружба.

– Если к Сахарову я езжу за техническими знаниями, то к Новосартову за психологией. Он не рассказывает, как нужно ставить свет, чтобы снять портрет. Все это можно найти и в учебниках. Общение с ним мне дает нечто иное.

У Ани есть свои психологические приемы, но она не спешит ими делиться. Жалуется, что начинающие фотографы пишут ей письма и задают массу вопросов о камере, о лампах, об объективах, не понимая, что не техника создает настоящую фотографию, а глаз художника. Как говаривал известный карельский мэтр Владимир Ларионов, хороший снимок можно сделать и «ведром».

Женщины и мужчины

В компании мужчин-фотографов Аня чувствует себя не то чтобы неуютно, но разговоры они ведут в основном как раз о том, кто какую камеру приобрел и у какого объектива светосила лучше. О психологии можно поговорить с немногими. А для Анны Чоботовой это важно. Она может часами разговаривать со своими моделями, чтобы добиться нужного настроения.

– Иногда я спохватываюсь и говорю клиентам: «Может быть, музыку включить?». «Да вы сама как радио!» – отвечают, – с улыбкой рассказывает фотограф.

К концу дня она устает и говорит совсем тихо. Но ведь не может же она человека в кадре одного поставить и молча нажимать на спуск! Снимает Анна в основном женщин. Вернее, мужчин она не фотографирует совсем. «Не мое это!» – сетует она. Единственный мужской портрет – сделанная ею фотография Новосартова, опубликованная в одном из профессиональных журналов рядом с его статьей. Ане кажется, что женщине легче раскрыться перед фотографом-женщиной, ведь вместе они могут обсудить массу общих тем, связанных с ожиданием и рождением ребенка, с любовью, семейной жизнью, педагогикой.

«Меня Новосартов предупреждал, что я буду снимать женщин иначе, чем мужчины, – вспоминает Аня. – И так оно и есть».

Однажды для показа нижнего белья Анна Чоботова сделала серию снимков обнаженной натуры. Пятьдесят снимков, которыми украсили зал, где проходил показ, выглядели впечатляюще. Но… Аня улыбается: «Даже если мы снимаем ню, все равно стараемся прикрыть интимные места».

Фотографии с обнаженной натурой Аня практически нигде не выставляет в интернете. Считает, что не имеет права использовать доверие своих моделей. Так же она хранит молчание, когда спрашивают ее о VIP-персонах, которые приходят в студию сделать семейные снимки. Работать с ними сложнее, чем с обычными людьми: больше требуют, часто придумывают все за фотографа, хотят держать все под контролем. Но, в сущности, как и простые граждане, хотят одного – радоваться, глядя на фотографии своих маленьких принцев и принцесс.

Иногда Анне кажется, что мужчины-коллеги относятся не очень серьезно к ее творчеству. И действительно, ее взгляд на мир очень женский. Она даже «В контакте» в графе «деятельность» написала сначала «мама» и «жена», а уже потом «фотограф». Но может быть, в этом и есть ценность Аниных фотографий, на которых запечатлено не только мгновение, но еще нежность, любовь, доверие.

Юлия Утышева
02.10.08

«Московкский Комсомолец в Карелии»

08122902© А.Чоботова

08122903© А.Чоботова

08122904© А.Чоботова

Множество других фотографий Анны можно посмотреть на ее сайте http://www.annakids.com

Один комментарий на “Фотограф Анна Чоботова”

Оставить комментарий

*

Календарь
Декабрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Прошлое